Урок обучения грамоте в 1 классе «Буква и звук Мм, {м}»
Конспект открытого урока по литературному чтению ( обучение грамоте) в 1 классе по теме:
«Буквы М,м и звуки[ м], [ м’].»
(урок разработан по ФГОС)
Дидактическая цель: создать условие для открытия новых знаний.
Тип (вид) урока: урок- открытие
Задачи урока:
- познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
- познакомить с понятием «дружба»;
- развивать фонематический слух, память, внимание, речь;
- формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Методы обучения:
- деятельностный метод обучения;
- создание проблемной ситуации;
- поисковый;
- наглядно-иллюстративный;
- словесный.
Формы организации деятельности:
- парная
- индивидуальная
Средства обучения:
- учебник, ч.1
- рабочая тетрадь, ч.1
- мультимедиа проектор
- наглядные пособия
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
I Самоопределение к деятельности |
- Прозвенел звонок, Встали на урок. - Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах. |
Организовывают рабочее место |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
- Ребята, пока я шла к вам на урок, мои буквы запутались. Их надо правильно расставить. - Я буду называть букву, а вы ее пишите себе в блокнот в нужный ряд.
а о у э ы я ё ю е и |
Ребята самостоятельно выполняют задание учителя, а один ученик у доски. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
III Постановка учебной задачи IV Первичное закрепление. V Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону VI Рефлексия деятельности |
-Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить, И не вспыхнет ссора из любого спора. У доски 5 учащихся, в руках держат карточки, на них изображены: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз. – Назовите первый звук в каждом слове. – Составьте из этих звуков слово. (Дружба.) – Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.) – Послушайте стихотворение о дружбе. Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее. И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие. – Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.) – Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова – подпевайте. Звучит песня «Улыбка». – О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом? – Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.) – Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему? 1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек. – Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша». – Он гласный или согласный? – Какой это согласный: твердый или мягкий? – Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками. – Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша». – Он гласный или согласный? – Какой это согласный: твердый или мягкий? – Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками. – А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.) Вот качели – буква М! Здесь качаться можно всем! Е. Тарлапан – Из каких элементов состоит буква М? – На что похожа буква М? – Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М. – А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?
Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы». 2. Чтение слогов. Работа по учебнику.
Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать, – Какую букву нашёл ёжик?
Прибежал веселый А, почитали дети – ма. ма – мо – мя – мы – ми му – мё – мю – мэ – ме 3. Составление слов. – Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно. 4. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать». 1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши». – Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква м. – Впишите букву м в пустые квадратики. – Прочитайте получившиеся слова. (Мама, яма, мы, ум, имя.) – Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.) – Объясните, почему в слове «яма» звуков больше, чем букв? (Буква я в начале слова обозначает два звука – [й’] и [а].) – Назовите только те слова, в которых два гласных звука. (Мама, яма, имя.) – Назовите слово, в котором буква м обозначает мягкий согласный звук. (Имя.) 2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши». – Перед вами две строчки слов. – Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.) – Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.) – Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. (Мама, лама.) – Объясните, что общего у слов «мама» и «лама»? (В словах три одинаковые буквы – а, м, а.) Аналогично выполняется вторая часть задания. Учитель предлагает закончить выполнение задания самостоятельно. Проверка работы. (Мимо, мяу, яма.) 5. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова. – Прочтите название стихотворения. («Кто кого?») – Кто автор? (В. Орлов.) – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами. О-би-дел – обидел. У-да-рил – ударил. Дру-жи-ли – дружили. Не по-де-ли-ли – не поделили. Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми. – О ком это стихотворение? – Кто задает вопросы мальчикам? – Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод? – Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться? – Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.) – Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».
Дело в том, что он и я –
Дружба дружбою, однако
Скоро в ход пошли портфели.
С нас вода ручьями льётся, – Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.) 6. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок. – Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.) – Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.) – Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.) 7. Работа в парах. – Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.) – Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»). – Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.) – Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.) – Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.) – Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.) – Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.) 8. Дифференцированная работа по учебнику. а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя): – Прочитайте начала предложений и закончите их. – Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.) – В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук. б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа): – Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос. Проверка выполнения заданий. – Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились? – Какие звуки обозначает буква М? – Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.) – Какой фишкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.) – Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)? – Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой.) Если есть друзья на свете – Все прекрасно, все цветет. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим – Дружбы этой не порвать. |
. Дети поднимают смайлики и ведется устная характеристика работы каждого ученика. |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия. Познавательные: синтез как составление целого из частей. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению; Личностные: самоопределение. Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; |